Главная / Автомобили / Статьи / «Topolino» - «мышонок»

«Topolino» - «мышонок»

«Topolino» - в переводе с итальянского «мышонок» - название модели автомобиля «FIAT 500», выпускавшегося с 1936 по 1955 год. 

«Topolino» - «мышонок»

«Topolino» в своё время был самым миниатюрным автомобилем (длина - 3215 мм, снаряжённая масса - 535 кг).

FIAT 500А, 1936 год В 1934 году сенатор Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), глава «FIAT», поставил перед конструкторами концерна задачу создать удобный экономичный двухместный автомобиль стоимостью не более 5000 лир, в котором можно будет перевозить ещё двоих детей или 50 килограммов багажа. Работу над механической частью поручили молодому инженеру Данте Джакоза, а за дизайн отвечал Рудольф Шаффер. Работа над проектом под названием «Zero-A» началась 1 июня 1934 года.

Ровно через два года, 15 июня 1936 года, с конвейера сошли первые микроавтомобили.

Задача была сконструировать автомобиль как можно проще и дешевле, но выполнив эту задачу, конструкторы вложили в её решение немало прогрессивных идей.

«Topolino» - «мышонок»

Компоновку для автомобиля Джакоза выбрал классическую, несмотря на преимущества переднего привода. Четырёхцилиндровый двигатель имел объём в 569 куб. см и  мощность в 13 лошадиных сил,  диаметр цилиндров сделали всего 52 мм, но механическая четырёхступенчатая коробка передач была синхронизированная. Двигатель был вынесен вперёд, за пределы колёсной базы, и закреплялся на раме консольно.

«Topolino» - «мышонок»А радиатор был размещён позади двигателя, за счёт чего «нос» у автомобиля получился немного скошен, что давало водителю отличный обзор. У автомобиля отсутствовал  водяной насос, вода в системе охлаждения циркулировала благодаря разности температур. Также не было и бензонасоса. Двадцатидвухлитровый бензобак располагался под капотом высоко, и топливо самотёком поступало в карбюратор. «Дворник» установили только перед водителем, стёкла в дверях сделали раздвижными, у багажника отсутствовала крышка, и вещи в багажник складывались через салон, а бамперы предполагались как опция, то есть за дополнительную плату. Но тормоза у автомобиля были гидравлические.

Изначально задняя подвеска состояла из ¼ эллиптических пружин, позднее шасси было удлинено, и пружины стали полуэллиптические. Передняя подвеска была независимая.

Fiat Topolino 500C, 1954 год

Максимальная скорость автомобиля - 85 км/ч, расход топлива не более 6 литров на 100 км. При запланированной цене в 5000 лир, фактическая цена составила 9750 лир, но «FIAT 500 Zero-A» всё равно стал контурентоспособным автомобилем. За свой внешний вид автомобиль получил прозвище «Topolino» - «мышонок». Прозвище прижилось и вскоре стало официальной торговой маркой. Позже в связи с падением цен, «мышонок» продавался за 8900 лир.

Fiat 500B

Лицензию на выпуск миниатюрного автомобиля приобрели французская компания «Simca», выпускаемые во Франции автомобили назывались «Simca 5», и немецкий завод «NSU», их автомобили назывались «NSU-FIAT».

Fiat Topolino 1936 год

В итальянском и французском вариантах «FIAT 500А» был цельнометаллическим купе с матерчатым люком в крыше, а в немецком произведении – ещё и кабриолет на деревянном каркасе.

За время выпуска модель три раза модернизировалась.

Fiat 500B, 1948 годFiat 500B, 1948 годFiat 500B, 1948 год

В 1948 году установили новый двигатель «Fiat 500B» мощностью 16,5 лошадиных сил при максимальном количестве оборотов 4400 в минуту с верхнерасположенными клапанами, новым впускным коллектором и  вертикальным карбюратором (ранее был горизонтальный), а также машина получила бензонасос и второй стеклоочиститель (напротив пассажира).

Fiat 500C Giardiniera

В интерьере автомобиля тоже произошли изменения: появилась новая приборная панель и двухспицевый руль. «Тополино» остался той же длины, но тяжелее на 65 кг. Появился новый кузов - четырёхместный универсал под названием  «Giardiniera» («Джардиньера»). Длина универсала составляла 3360 мм, снаряжённая масса – 740 кг. Обновлённый автомобиль стал разгоняться до 95 км/ час, а средний расход топлива стал ещё меньше – всего 5 литров на 100 км.

В 1949 году вышла модель «Fiat 500C», которая отличалась от предшественниц тем, что имела систему отопления и систему вентиляции, алюминиевую головку блока цилиндров и телескопические амортизаторы. При этом изменились и габаритные размеры кузова.  Длина автомобиля стала 3245 мм (универсал – 3310 мм), снаряжённая масса составила 610 кг (универсал – 750кг).

Fiat 500C Купе 1949 годFiat 500C Купе 1949 годFiat 500C Купе 1949 год


Fiat 500C Купе 1949 год«Topolino» стал самым настоящим «народным» автомобилем. По всему миру за 19 лет было выпущено около двух миллионов автомобилей, из них 520 тысяч – в самой Италии.

В 1955 году, с окончанием выпуска «Тополино», история сверхкомпактных машинок не закончилась. Сначала появилась модель «Fiat 500 Nuova», в 1972 году - «Fiat 126», в 1980-м - «Panda», в 1992-м - «Cinquecento», в 1998-м - «Seicento».

Теперь в мире много таких миниатюрных автомобильчиков, а в Турине перед главной конторой «Fiat» стоит мраморный «Topolino» в натуральную величину, памятник создателям выдающейся конструкции.

Хотрод, построенный из Topolino

А сейчас «Topolino» пользуется огромной популярностью у коллекционеров, так как в мире их сохранилось очень мало.


 

Комментарии (1)

  • ICONДмитрийв 12:57 08.03.2014
    На базе автомобиля Fiat 500 в Советском Союзе был сконструирован комический автомобиль "АПЧХИ-2". Его создал руководитель аттракциона "Мотогонки по вертикальной стене" Николай Федорович Мундингер. Переделанный Topolino мог удлиняться и сокращаться на один метр, подпрыгивать, а передние колеса могли менять углы наклона с сохранением рулевой способности. В 1961 году на московском стадионе "Динамо" комический автомобиль продемонстрировал «Солнечный клоун» Олег Попов.
    0  
  •  Добавить фотографии
Оставить комментарий