Главная / Автомобили / Статьи / Разрушение мифов: нужно ли отключать ABS зимой?

Разрушение мифов: нужно ли отключать ABS зимой?

Система ABS не позволяет колесам блокироваться во время экстренного торможения. Казалось бы, польза очевидна. Тем не менее, каждый год, как только дороги покрываются снегом, появляются жалобы на то, что система ABS ухудшает поведение автомобиля на снегу, в результате чего автомобиль либо совсем не реагирует на нажатие педали, либо значительно увеличивает тормозную дистанцию. Отключить ABS при этом невозможно.

Попробуем понять, действительно ли ABS приносит на заснеженных дорогах только вред.

Разрушение мифов: нужно ли отключать ABS зимой?

Как сообщают сторонники отключения ABS, «в условиях ограниченной тяги, как, например, снег, лёд или грязь, ABS действительно вредна для вашей безопасности, поскольку она значительно увеличивает тормозной путь».

Противники антиблокировочной системы сообщают примерно следующее: «Если система ABS включена, а понять это можно по тому, как характерно педаль тормоза «бьет» по ноге водителя, тормозной путь на льду или рыхлом снегу становится еще длиннее, чем обычно». Другой водитель добавляет: «Мне не нравится, когда мой автомобиль решает, включать тормозную систему или нет». Некоторые даже предлагают свои пути решения проблемы: «Я бы хотел настроить ABS, чтобы система активировалась по более сильному нажатию на педаль, тогда она будет работать лучше, чем сейчас. Я сам смогу выбирать, когда задействовать антиблокировочную систему».

Между тем, автопроизводители считают, что отключение антиблокировочной системы на снегу – это чрезвычайно плохая идея. Так Майк Риццо, технический сотрудник General Motors, отвечающий за работу шасси, уверен: «если я за рулем и позволю передней оси заблокироваться раньше задней оси, я попаду в ситуацию, когда автомобиль не будет слушаться руля в полной мере».

Следует учесть, что отключение антиблокировочной системы влечет за собой и отключение контроля тяги. По данным американского регулятора безопасности NHTSA наличие ABS снижает вероятность ДТП со смертельным исходом на 30% для седанов и на 63% для кроссоверов.

Между тем, как отметил тот же Майк Риццо, идея отключения ABS не совсем безосновательна. На рыхлом грунте или на гравийном покрытии тормозной путь будет увеличиваться. В этом случае на небольшой дистанции торможение может оказаться бесполезным. Автомобиль просто не успеет остановиться, что существенно повышается вероятность аварии. Тем не менее, автомобиль без ABS продолжит движение по инерции, в то время как водитель автомобиля с ABS сохранит возможность маневрирования. Для безопасности вождения в зимний период рекомендовано увеличить дистанцию между автомобилями, как едущими впереди вас, так и следующими за вами.

Разрушение мифов: нужно ли отключать ABS зимой?

«Примерно 20 или 30 лет назад водителей начали учить, как вести себя на льду. Рекомендуется  прерывисто нажимать педаль: блокировать и отпускать колесо, чтобы оно быстрее набрало прежнюю скорость вращения, необходимую для поддержания заданной скорости автомобиля. Это то, что делает антиблокировочная система, – и у нее получается гораздо быстрее: компьютер успевает найти оптимальное решение сложной ситуации быстрее, чем водитель», - рассказал Майк Риццо. Блокировка и разблокировка колес совершается до нескольких десятков раз в секунду. Человеку повторить этот трюк физически невозможно. При этом особенно важно, что автомобиль сохраняет управляемость, поэтому водитель может успеть сманеврировать в нужном ему направлении.

Он также сообщил, что в адрес компании часто поступают письма, в которых автопроизводителя спрашивают, не могут ли инженеры запрограммировать контроллер ABS таким образом, чтобы он распознавал, когда колеса находятся в прямом положении, и блокировал их.

В тестовых условиях это решение оптимально, - отметил технический специалист, - однако в жизни оно не всегда применимо. Блокировка колес фактически сделает автомобиль неуправляемым, когда вы попадаете на очень скользкую поверхность. ABS на мгновение заблокирует колеса, после чего они попытаются снова раскрутиться до скорости автомобиля. Трения будет достаточно, чтобы растопить лед, слой воды между колесом и поверхностью снижает сцепление с дорогой, уменьшая управляемость, и увеличивает тормозной путь. Даже шипованные шины не вполне решают эту проблему.

На гололеде, особенно, если это подъем или спуск, рекомендуется не делать резких движений. Постарайтесь удерживать двигатель на средних оборотах, не допуская резких колебаний частоты оборотов: от низких к высоким и наоборот. Увеличение тяги нужно давать постепенно, небольшими порциями. Будет полезным также включить повышенную передачу.

Нажатие на педаль тормоза в автомобилях, оборудованных ABS, должно быть уверенным. Часто водители, почувствовав «биение» педали, отпускают ее. Необходимо уверенно нажать на тормозную педаль и удерживать ее до остановки автомобиля. Прерывистое или неуверенное нажатие только увеличит время до полной остановки.

Неопытным водителям, впервые выехавшим в снежную погоду, рекомендуется не жалеть времени и сначала потренироваться на пустой дороге или парковке, чтобы понять, ведет себя автомобиль в различных условиях на скользкой поверхности, а также опробовать различные методы контроля тормозной системы в такой ситуации.

Комментарии (6)

  • ICONchetvergв 13:27 30.01.2016
    Почему не рассматривается вариант торможения на грани юза, без ABS? Их крутые системы уступают ноге натренированного водителя. Потому как самое эффективное торможение, это торможение на грани блокировки колес.
    0  
  • ICONВовав 00:44 31.01.2016
    Отключать абс зимой не стоит по той причине, что у авто с абс (с которыми я имел дело), регулятором тормозных сил является система АБС и часто другие регуляторы не предусмотрены. Соответственно либо задняя ось будет недотормаживать, либо наоборот. Лично меня система абс вполне устраивает. Особенно в условиях нашего российского дебилизма, когда, к примеру, зимнюю резину только на перед ставят или более старую зимнюю на зад, потом при торможении зад обгоняет перед. Или когда на дороге едешь и натыкаешься на гряду ям, пытаешься притормозить и при этом объехать ямы.
    0  
  • ICONЕвгенийв 12:04 31.01.2016
    Соглашусь с Владимиром и добавлю, что лучше качественной мягкой резины без всяких металлических шипов, нет ни чего. 3 года назад, по совету знакомого раллиста, поставил хорошую японскую высокую резину на короллу (передний привод) и забыл что такое застревать, буксовать и тормозить юзом. Даже полные приводы со своими фултаймами и подключаемыми раздатками местами "курили" на гололёде и особенно в сугробах. АБС не отключал всё работает в штатном режиме и иногда приятно удивляет.
    На таких вещах не нужно экономить, это ваша собственная безопасность, и безопасность других участников движения, и самое главное нервы.
    А меняя резину вовремя( по сезону) она прослужит вам 3 - 4 зимы, точно.
    Сотню раз про это слышал, но после того как попробовал, иначе делать не буду не когда!!!
    Каждая резина должна соответствовать своему сезону, и не нужно абс отключать в своём авто(если Вы конечно не автопрофесионал и любите эксперементировать))) ).
    Я считаю что для всех автолюбителей это дельный совет.
    0  
  • ICONРостиславв 10:18 12.02.2016
    Я полностью отключал АБС на Хонде Цивик и остался доволен! На Виндоме помимо АБС есть АНТИЗАНОС и зимой две эти системы работали шикарно, поэтому на нем ничего не отключал. Это к тому, что разные машины ведут себя по разному... На более легких АБС удручает....
    0  
  • ICONДимав 18:18 14.02.2016
    Лучше без абс. Из за него врезался. Теперь катаюсь помятый. Ниссан кашкай. И отключить нет кнопки. Вообще жуть.
    0  
  • ICONРоманв 15:59 28.02.2016
    Езжу без АБС, отключил, чуть не сбил пешехода. Без АБС спокойнее.
    Дима, а ты пробовал вытащить предохранитель под капотом, как это сделал я? =)
    0  
  •  Добавить фотографии
Оставить комментарий