Главная / Автомобили / Новости / Nissan: скандал с одним руководителем — случайность, с двумя — система

Nissan: скандал с одним руководителем — случайность, с двумя — система

Японская компания за короткое время потеряла сразу двух лидеров. Первым покинул компанию Карлос Гон, который одновременно возглавлял и альянс Renault-Nissan. Его обвинили в финансовых махинациях и уклонении от уплаты налогов. Хирото Саикава, возглавивший Nissan после Гона, вскоре подал в отставку практически по той же причине. В прошлом месяце вскрылись сомнительные финансовые схемы, за счет которых Саикава увеличивал свои доходы.

«Это очень плохое время для Nissan. Мировая автомобильная промышленность находится на этапе, и требующем проведения серьезных реформ. Каждая компания ищет новых партнеров, новые возможности и новое будущее», - считает Мартин Шульц, старший научный сотрудник Fujitsu Research Institute. Между тем, в июле компания сообщила о падении операционной прибыли за первый квартал почти на 99%.

И если скандальный уход одного руководителя мог оказаться случайностью, то уход двух лидеров подряд свидетельствует о недостатках корпоративной политики. В настоящее время второй по величине производитель автомобилей в Японии перешел под управление Ясухиро Ямаучи, который исполняет обязанности временного генерального директора.

Следует отметить, что в последние годы Японию, для которой характерен низкий уровень преступности, потрясли скандалы с руководством крупных компаний. В их числе Olympus, Toshiba и Kobe Steel.

Если брать автомобильных производителей, Subaru, Suzuki и Mitsubishi Motors признались в фальсификации проверок безопасности или данных об экономии топлива, в то время как неисправные подушки безопасности Takata привели к многочисленным смертельным случаям и крупнейшему отзыву во всем мире.

Одной из причин скандалов является японская корпоративная культура, которая высоко ценит групповую лояльность и длительный стаж работы на одном месте, а также не допускает выраженной конфронтации. «Люди приходят в японскую компанию, а затем, 30 лет спустя, складывается особая группа людей, обычно мужчин. Они никогда не работали где-либо еще, они стали почти как братья. Если их заменят, это будет другой мужчина из той же компании. До недавнего времени было совершенно нормально не иметь внешних директоров. Это создает свою атмосферу, в которой если и нет коррупции, то решение проблем осуществляется по своеобразной, не всегда прозрачной схеме. Корпоративная культура не поддерживает конфронтации. Если вы хотите проработать в компании 30 или 40 лет, вы не можете себе позволить идти на такой риск», - отмечает Париса Хагирян, профессор международного менеджмента в Sophia University (Токио).

Другая проблема заключается в том, что в японских корпорациях, в основном, работают универсальные специалисты, обязанности которых не расписаны подробно, что позволяет им избежать ответственности при возникновении проблем, - считает Париса Хагирян.

«Я надеюсь, что преемник Сайкавы будет выбран с помощью корпоративного управления компании, а не посредством внутренней борьбы за власть, как это было в прошлом», - сообщил министр экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Секо.

Клиенты компании пока сохраняют лояльность. Они отмечают, что проблемы Nissan с руководством пока не затрагивают их интересов, тем не менее, продажи компании падают по всему миру, поскольку покупатели опасаются, что, возможно, помимо внутренних проблем, производитель мог скрывать и проблемы с автомобилями. В период с марта по июнь текущего года мировые продажи компании упали на 6%, что привело к сокращению рабочих мест практически на 10%, что составляет 12 500 человек.

Комментарии

    •  Добавить фотографии
    Оставить комментарий