Кросс-таурер Honda VFR1200DX
Обзор мотоцикла Honda VFR1200DX в комплектации Mugen представляет уже знакомый нам японский специалист по мототехнике Сагава Кентаро (Sagawa Kentaro).
«Кросс-таурер», появившийся сначала в Европе, приобрёл высокую популярность по всему миру. Мотоцикл подобного класса, как правило, оснащён двигателем с относительно большим рабочим объёмом, высокоэффективной ветровой защитой, а также длинноходной подвеской, что делает машину многофункциональной и идеальной для преодоления больших расстояний за короткий промежуток времени. При этом качество дорожного покрытия под колёсами особого значения не имеет.
Характерным представителем такого класса является BMW R1200GS. Таковыми являются, например, Triumph Tiger Explorer и Yamaha XT1200Z Super Tenere. В это новое поле битвы между конкурентами вклинилась также Honda со своим детищем Super Tourer VRF1200F, который причисляется к классу «кросс-таурер».
На этот раз, предметом нашего обзора будет являться «кросс-таурер» VFR1200XD Mugen, ориентированный на иностранного потребителя и оснащенный некоторыми деталями и элементами от известного японского тюнера Mugen. Эта модель оснащена трансмиссией с двойным сцеплением DCT (Dual Clutch Transmission), являющейся, по сути, ступенчатой автоматической трансмиссией.
Напомним, что трансмиссия DCT устанавливается на серии мотоциклов new-mid concept. Сейчас Хонда прилагает основные усилия к технической стороне вопроса, однако наибольший интерес вызывает совместимость мощи и веса модели. Сделав упор именно на этот момент, мы и попробуем раскрыть особенности этой машины.
Как становится понятно из названия модели, двигатель VFR1200XD является V-образным 4-цилиндровым, его базовой моделью является VFR1200F. 4-тактный 4-клапанный двигатель SOHC с водяным охлаждением и рабочим объёмом 1,237 сс, подвергся определённому тюнингу. Результатом стало увеличение крутящего момента на малых и средних оборотах.
Мотоцикл оснащён оригинальным хондовским механизмом распредвалов и клапанов, в котором на одном цилиндре 4 клапана приводятся в движение одним распредвалом. Это подчёркивает лёгкость и компактность мотора с водяным охлаждением и углом развала 76 градусов. Мощность двигателя, устанавливаемого на VFR1200F, возросла с базовых 111 до 129 л.с.
Передняя тормозная система представляет собой сочетание тормозных суппортов фирмы Nissin с двойными тормозными дисками диаметром 310 мм. В зависимости от движения вперёд или назад, идёт перераспределение тормозного усилия на оба колеса, которое обеспечивает система комбинированной АБС, устанавливаемая в заводской комплектации. Колёсные диски идут во внедорожном исполнении, а именно, обод колёс крепится к центру тонкими спицами. Размер переднего колеса 19 дюймов. Диаметр передней стоечной вилки картриджного типа 43 мм.
Несущий рычаг крепления заднего колеса находится только с одной стороны. Система привода внутри его имеет хорошие показатели по малошумности и прочности. Благодаря тому, что поворотный вал проходит сквозь раму, мы имеем дело с надёжной выносной конструкцией выносного поворотного вала, обеспечивающей увеличение общей жёсткости при одновременном снижении общего веса конструкции.
В задней подвеске, конструкция которого содержит амортизационный рычаг, встроена крутящаяся ручка. Вращая её рукой, можно регулировать степень жёсткости гидравлического демпфера предварительной загрузки. Таким образом, можно менять выход штока амортизаторов и предварительную загрузку как переднего, так и заднего колёс.
Мотоцикл оснащён топливным баком с довольно большим объёмом 21.5 литра, который позволяет удлинить расстояние намечаемого маршрута круиза. Пластиковый кожух со стороны топливного бака повышает ощущение устойчивости при езде в позиции стоя. В этом плане дизайн направлен в сторону «бездорожного» варианта.
Модель VFR1200F в этом году также подверглась обновлению, в том числе, и в трансмиссии DCT. Выбор режима остался прежним. Добавилась функция автовозврата в автоматический режим управления трансмиссии (AT Mode), когда при включённом режиме AT Mode вы принудительно переключаете передачи на повышенную или пониженную. При работе в режиме механического переключения (MT Mode), можно добиться разгона путём последовательного переключения передач. Вы можете ощутить очень плавную и сглаженную, и вместе с тем, спортивную езду.
На правой ручке управления установлен переключатель режимов. В автоматическом режиме (AT Mode). В этом режиме, в зависимости от ситуации во время движения, точное переключение на повышенную или пониженную передачу будет автоматически осуществляться либо в режиме обычного передвижения по трассе D Mode, либо в спортивном режиме S Mode.
На левой рукоятке руля мотоцикла, конструктивное исполнение переключателей передач для ручного режима езды MT Mode выполнено таким образом, что указательным пальцем вы можете воздействовать на переключатель повышения передачи, а большим пальцем руки вы можете воздействовать на другой переключатель, для понижения действующей в данный момент передачи. Справа от самой левой рукоятки находится небольшой блок с переключателем, включающим и выключающим парковочный тормоз.
Сверху над жидкокристаллическим дисплеем находится тахометр, выдающий показания в виде гистограмм. На самом ЖК экране в центре расположен спидометр, вокруг него можно видеть показания остаточного количества топлива, среднего расхода топлива за определённый период, пробег, температуру охлаждающей жидкости, температуру окружающего воздуха, часы, одометр. Справа от лампочки «нейтральная передача» N, находится лампочка TC, показывающая работу системы Traction Control. Сама система Traction Control включается и выключается кнопкой, расположенной в верхней части переднего обтекателя, с правой стороны.
Рама мотоцикла, такая же, как у VFR1200F сделана из алюминия, вылитого под высоким давлением. Она способна выдержать огромный двигатель, который устанавливается сверху. Передняя часть подвески мотоцикла, несущей общий вес более 280 кг, являет собой стоечную «вилку», а задняя состоит из одного несущего амортизационного рычага с левой стороны от колеса.
Привод заднего колеса отличается малошумностью. Спицевидные колёсные диски (передний диаметром 19 дюймов, задний 17 дюймов) обеспечивают преодоление грязи и бездорожья.
Система Traction Control установлена точно такая же, как и на новом VFR1200F. Подача топлива происходит с помощью электроники, которая улавливает малейшие отклонения от штатного режима передвижения, и на выходе выдаёт оптимальное движущее усилие на ведущее колесо. Кроме того, комбинированная система ABS определяет оптимальное тормозное усилие одновременно на переднее и заднее колесо, что позволяет безопасно тормозить и обеспечивает кратчайший тормозной путь, невзирая на состояние дорожной поверхности и наличие навыков вождения мотоциклом.
В дизайне передней части мотоциклов Honda, и представителей концепции «новых средних», и модели VFR1200F, можно уловить элементы дизайна новейших автомобилей от Хонда. Стандартным оснащением является ветровой экран, регулируемый при помощи гаек. Он устанавливается в 2-х положениях.
Дизайн переднего обтекателя заставляет воспринимать мотоцикл как раллийную машину. Это восприятие подчёркивают: регулируемый по высоте ветровой экран и обтекатели рукояток руля, а также большой багажник сзади.
Багажник с ручками для заднего пассажира сделан из прочного пластика, и способен держать нагрузку 10 кг. Для этого багажника, производитель предусмотрел в багажный пластиковый топ-кейс, в качестве опции. Ещё, полозья для крепления сидений сделаны из крепкой стали, поэтому к ним можно присоединить специальные боковые корзины или кейсы. Пространство же под сидением предельно маленькое.
В качестве опции, на багажник можно установить пластиковый закрытый кейс, а с боков прикрепить специальные багажные кейсы. Такая комплектация позволит значительно удлинить маршрут поездки, во время которой вы не будете чувствовать дискомфорт от отсутствия багажа. Вдобавок, комплектация VFR1200XD Mugen оснащена оригинальной прямоточной выхлопной системой, украшенной оригинальным шильдиком Mugen, подчёркивающим особенность мотоцикла.
Мне приходилось ездить на мотоциклах серии R1200GS, являющуюся основоположной для подобных «приключенческих» моделей, поэтому основную прелесть ощущений управления таким «конём» я представлял. Интрига испытательного заезда заключается в наличии двигателя V4 на таком большом внедорожнике, к тому же ещё оснащённом DCT. Каким же покажет себя мотоцикл с таким набором? Мне было весьма и весьма любопытно.
Итак, позиция райдера в седле, говоря коротко, внушительная. Когда сидишь в седле, не сказать, что обе ноги стоят на земле всей подошвой, приходится беспокоиться о сохранении равновесия с такой махиной весом 280 кг. Положение руля высокое, более приспособленное, пожалуй, для тауринга, а не для бездорожья, да к тому же немного далековато расположено. Словом, как будто бы находишься на огромном военном корабле.
Однако, как только трогаешься с места, впечатление меняется полностью. Точка обзора выше, чем у любого другого байка и на проезжающие рядом автомобили вы смотрите сверху вниз. Очевидно, из-за возвышающегося переднего обтекателя и пронзительно смотрящей вперёд V-образной фары, создаётся некое воздействие на окружающих, которые стремятся избежать вас, хотя вы, казалось бы, никаких агрессивных движений и не производите.
И хотя мне не доводилось до этого испытывать обычную комплектацию мотоцикла, звук «мугеновского» глушителя, мне лично не показался оглушительным. Напротив, его напевный раскатистый бархатистый рык приятно ласкал слух.
Во время ускорения ощущается какое-то воздействие. «Толчковая» задняя амортизирующая «подушка» особой конструкции, отрабатывающая приводной вал, приподнимает заднюю часть мотоцикла, и вы чувствуете, будто разгоняетесь на истребителе.
Конечно, если подумать, то это очень большая мощь даже по сравнению с VFR1200F, ориентированного на внутренний рынок Японии. Черта, не соответствующая «половинчатым» спортбайкам. Конечно же, для «усмирения» и контроля за такой мощью мотоцикл снабдили функцией Traction Control (противобуксовочной системой). Поэтому, даже проезжая скользкий люк на дороге, вы ничего не почувствуете, словно этого люка и не было вовсе. При движении по бездорожью функцию TRC лучше отключить, чтобы можно было, например, подвинуть вправо или влево заднее колесо, если возникнет такая необходимость. А в режиме механической трансмиссии МТ можем даже на мгновенье поднять вверх переднее колесо байка, или, как говорят в России, поставить байк «на козла».
Управление очень спокойное. Большие габариты мотоцикла и колесо размером 19 дюймов позволяют весьма грациозно проходить повороты. Величина выноса вилки довольно большая, движения руля тоже динамичны. Благодаря длинным «ногам» мотоцикла и его спицевым колёсным дискам, при прохождении поворотов и в местах, где дорожный асфальт имеет трещины, вы абсолютно не напрягаетесь. Даже если вдруг колесо и проскользнёт, вы можете не беспокоиться, антипробуксовочная система сделает свою работу.
Правда, иногда создаётся впечатление, что подвеска немного жестковата, очевидно, из-за тяжести мотоцикла. Рама мотоцикла держится добротно и надёжно, и не позволяет мощи двигателя влиять на поведение байка на дороге.
Что касается трансмиссии, я уже испробовал ее на модели серии NC700, и особого впечатления на сей раз у меня не возникло. Однако, по сравнению с обычной версией VFR1200, автоматический режим AT Mode весьма плавный. Переключение передач в ручном режиме MT Mode происходит быстро. На скоростной магистрали вы можете наслаждаться крейсерской ездой («крузингом»), а если захотите в какой-то момент разогнаться, то простым движением переключаете режим трансмиссии в ручной режим MT.
При этом, по сравнению с обычной стандартной механической трансмиссией, ощущение воздействия на передачи DCT несколько отличается от чистой «механики», поэтому для настоящих спортсменов, привыкших самостоятельно контролировать обороты двигателя и временные промежутки переключения передач, управление такой трансмиссией, возможно, будет сопряжено с некоторым разочарованием.
Как бы то ни было, определённый дискомфорт можно почувствовать во время U-образного разворота на 180º, который до этого выполнялся тонким сочетанием подачи газа и скоростного режима путём регулирования сцепления в пол-педали и воздействие на задний тормоз.
У трансмиссии DCT по определению отсутствует сцепление, поэтому управление возможно осуществлять только подачей газа (степенью открытия дроссельной заслонки). Вдобавок, если воздействовать ещё и на задний тормоз, то сработает также и передний, поскольку тормозная система на этом мотоцикле является, как мы уже говорили, комбинированной. Поэтому, использование заднего тормоза, скорее всего, не даст желаемого результата. Конечно же, трансмиссия DCT никогда не даст двигателю заглохнуть, и в этом её неоспоримое преимущество, но мне подумалось, что если вы вдруг потеряете баланс, то, учитывая вес мотоцикла, восстановиться будет трудновато.
Собравшись с мужеством, я немного попробовал влезть на этом байке в грязь, однако, наверное, из-за больших габаритов и веса, мотоцикл вёл себя на удивление стабильно и надёжно. Получилось, что всё время работала система антипробуксовки, и, сколько ни поддавай газу, разогнаться толком не получалось, однако взамен этого я получил ощущение уверенности и стабильности.
Если вам захочется испытать мотоцикл в грязи более активно, то, наверное, антипробуксовочную систему лучше отключить, но тогда готовьтесь к постоянным проскальзываниям заднего колеса. В любом случае, DCT не даёт ощущения непосредственного воздействия на двигатель по сравнению с обычной «механикой» и, очевидно, не является трансмиссией для внедорожной обстановки. Комбинированная антиблокировочная система ABS наоборот, в грязи выполняла свою работу на отлично, в связи с чем ощущение стабильности меня не покидало ни на секунду.
Кросс-таурер, несомненно, представляет собой мультифункциональный высокоскоростной «крейсер». Если это действительно так, то правильным выводом будем то, что потенциал возможности прохождения бездорожья будет перераспределён на коэффициент безопасности при движении по нормальной дороге с твёрдым покрытием.
Технические характеристики Honda VFR1200XD Mugen:
Двигатель: 4-цилиндровый V-образный 4-тактный 4-клапанный SOHC с водяным охлаждением
Рабочий объём двигателя: 1237 куб см
Диаметр поршня*ход поршня, мм: 81.0*61.0
Максимальная мощность: 129 л.с.(95 кВт)/7,750 об/мин
Максимальный крутящий момент: 12.8 кгм(126 Нм)/6,500 об/мин
Трансмиссия: 6-скоростная
Габариты мотоцикла длина*ширина*высота, мм: 2285*915*1335
Вес неснаряжённого мотоцикла: 285 кг
Высота посадки сидения: 850 мм
Колёсная база: 1595 мм
Объём топливного бака: 21,5 литра
Размер переднего колеса: 110/80-R19
Размер заднего колеса: 150/70-R17
Цена в Японии, включая налог: 1 753 500 иен, что составляет 22 060 долларов США.
- 8190
- Ксения Н
- Пожаловаться