Главная / Автомобили / Статьи / История компании Steyr

История компании Steyr

«Steyr» («Штайр») - австрийская фирма по производству автомобилей.

Magna Steyr Mila Alpine

В 1864 году в небольшом горном австрийском городке Штайр знаменитый оружейный мастер Йозеф Верндль (Josef Werndl) открыл компанию по выпуску оружия. Именно Верндлю принадлежит идея замены гладкоствольных оружейных стволов на современные нарезные. Йозеф Верндль довел ружейное производство до колоссальных по тем временам масштабов, и вскоре «Osterreichische Waffenfabriks-Gesellschaft» («Остеррайхише Ваффенфабрикс-Гезелльшафт») – «Австрийская оружейная фабрика» - стала одним из крупнейших предприятий Австро-Венгрии.

Логотип Steyr

Более пятидесяти лет фабрика выпускала лёгкое огнестрельное оружие, литейные машины, велосипеды, дуговые лампы и водяные турбины, но по окончании Первой мировой войны, согласно «Версальскому договору», Австрии было запрещено производить оружие, и генеральный директор компании Альфред Шик (Alfred Schick) предложил изменить  основное направление деятельности на автомобильное.


В 1918 году на работу пригласили известного автоконструктора Ганса Ледвинку (Hans Ledwinka), который сумел наладить производство грузовых и легковых автомобилей среднего класса, составивших конкуренцию известным «Austro-Daimler» и «Puch».  В 1920 году началось производство автомобилей марки «Steyr», названных в народе «Ваффенауто» («Waffenauto») – «Огнестрельный автомобиль». Логотип компании, стилизованный под прицел, стал устанавливаться на автомобили.

Steyr Sport Type VI, 1925год

Основным направлением «Steyr» поначалу стали скоростные спортивные автомобили с шестицилиндровыми моторами с верхним распределительным валом. Компания стала одной из первых широко использовать в автомобилестроении такую редкость по тем временам как шариковые подшипники.

Steyr III (12-34PS)

Первый грузовой автомобиль 2,5-тонный «Steyr III» («12/34PS») с шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 35 лошадиных сил был создан на легковом шасси.

Steyr XII, ландо

В 1926 году компания, переименованная в «Steyr», стала производить лёгкие автобусы, в 1927 году стали выпускать однотонные грузовики «Steyr ХII» мощностью 30 лошадиных сил, на которых впервые была установлена качающаяся ось, а в 1928 году - трёхтонные «Steyr ХVII» мощностью 60 лошадиных сил. За 1920-28 годы было выпущено всего 800 разных автомобилей «Штайр».

Steyr 40


В 1929 году был приглашен на работу известный автоконструктор Фердинанд Порше (Ferdinand Porsche). Одним из немногих грузовиков работы Порше был полуторатонный «Steyr 40N», изготовленный на легковом шасси «8/40PS», а в 1932 году его подредактировали в «Steyr 140» грузоподъёмностью 2 тонны.

Steyr 50 (Baby), 1936 год

Под руководством Порше была создана легковая модель «Steyr 50», прозванная в народе «Штейр-бэби». С 1934-го по 1940 год их было произведено 13 тысяч. А за создание «Steyr 100», который произвел настоящую сенсацию на автомобильном рынке в 1934 году своим обтекаемым кузовом отвечал Ганс Ледвинка.

Steyr 100Steyr 100Steyr 100

«Steyr 100» имел четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1385 куб. см мощностью всего 32 лошадиные силы, но обтекаемый аэродинамический кузов позволял  развивать скорость до 100 км/ч, расходуя всего 10 литров топлива на 100 километров. Варианты «Steyr 100» - «120 Супер» и «125 Супер» оснащались шестицилиндровыми двигателями объёмом 1990 и 2078 куб. см.

Steyr 120 Super, 1936 год

«Steyr 100» производился до 1936 года, а затем он получил нижнеклапанный двигатель объёмом 1,5 литра мощностью на 3 лошадиные силы больше и новый индекс «200».

Steyr 200Steyr 200Steyr 200

В мае 1935 года образовалась новая промышленная группа «Штайр-Даймлер-Пуч» («Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeug AG»), объединившая крупных австрийских автопроизводителей. «Штайр-Даймлер-Пуч» стала уделять больше внимания грузовикам повышенной проходимости (для армейских нужд) и бронированной технике. 

Steyr ADAZ

Среди первых были автомобиль-тягач «ADAZ» (колёсная формула 6 х 4; мощность 150 лошадиных сил) и четырёхосный бронеавтомобиль «ADGZ» (8 х 4).

Steyr ADGZ

С 1937 года по 1941 ещё выпускался легковой автомобиль «Steyr 220» с кузовами четырёхдверный лимузин и кабриолет (двух- и четырёхоконный). Снаряжённая масса автомобилей 1250 и 1260 кг соответственно. «Steyr 220» оснащался шестицилиндровым рядным двигателем объёмом 2260 куб. см мощностью 55 лошадиных сил, четырёхступенчатой коробкой передач. Передняя подвеска была независимой на поперечной рессоре, а задняя – две  четвертьэллиптические рессоры.

Steyr 220, 1939 год

Кабриолетов выпускалось два типа. Первый, стандартный двухоконный, стоил 6750 рейхсмарок. Другой, четырёхоконный, создавала немецкая кузовная фирма «Глезер» в Дрездене, оставляя от стандартного кабриолета только основу кузова, а крылья, капот и облицовку радиатора изготавливали по собственным чертежам.

Steyr 220 Glaeser Sports RoadsterSteyr 220 Glaeser Sports RoadsterSteyr 220 Glaeser Sports Roadster

«Глезеровский» кабриолет стоил дороже - 6900 рейхсмарок. Двухоконных кабриолетов было изготовлено 960 экземпляров, а в Дрездене было заказано неизвестное количество, возможно, всего несколько десятков.

Steyr 640


В 1937 году начался выпуск 1,5-1,8-тонных грузовиков двойного назначения «Steyr 740» (4 х 2) и «Steyr 640» (6 х 4) с шестицилиндровым двигателем объёмом 2259 куб.см. мощностью 55 лошадиных сил. А лёгкие грузовики продолжали выпускать на шасси легковых автомобилей «Steyr». За 1931-39 годы было выпущено всего 1267 грузовых автомобилей.

Steyr 740 - скорая помощь

Готовясь к военной агрессии, германское руководство сделало основную ставку на мощный и крупный австрийский автомобильный концерн «Steyr-Daimler-Puch Spezialfahrzeug AG», отдав ему основную роль в поставках вермахту новой автомобильной техники. Планы компании по усовершенствованию своих гражданских легковых автомобилей были забыты. Всё производство сконцентрировалось на военных заказах, и заводы «Steyr» вернулись к выпуску оружия, военного снаряжения и армейских вездеходов.

Steyr 640Steyr 640Steyr 640

В 1940 году конструкторское бюро Фердинанда Порше в Штутгарте спроектировало полуторатонный многоцелевой капотный грузовик «Porsche 147» (4 х 4) с верхнеклапанным V-образным восьмицилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения «Porsche 45», который позволял использовать машину в различных климатических условиях.

 Steyr 1500A


В конце того же года создали прототип с коротким округлым капотом со сварной защитной решёткой, послуживший базой для серийной модели «Steyr 1500D». В начале 1941 года эти грузовики, составившие новое семейство «Steyr 270», пошли с конвейера завода в Штайре. До конца года было выпущено 3978 машин в двух вариантах: бортовой тягач «1500A/01» с двухместной кабиной, деревянной низкобортной платформой с тентом и базовая штабная машина «1500A/02» в армейских исполнениях «Кfz 21» или «Kfz 70» с открытым десятиместным металлическим кузовом c четырьмя боковыми дверями и тентом с надставными стеклами.

Steyr 1500A/01

Выпускался также легковой - более комфортный автомобиль с цельнометаллическим четырёхдверным кузовом на 5-8 мест с тентом и округлым задним багажником. Он выпускался также в двух исполнениях: в простом многоцелевом - под индексом «Kfz 12», в разведывательном с радиостанцией - под индексом «Kfz 15».

Steyr-пожарная машина


На шасси с кабиной устанавливались деревянные или цельнометаллические кузова-фургоны для оборудования радиостанций, штабных пунктов, мастерских или перевозки раненых. Это были работы фирмы «Lohner» («Лохнер») или Венской вагоностроительной и кузовной компании («Karosserie und Waggonаu»). Пожарные машины выпускала фирма «Розенбауэр». Для автомобилей «Steyr 1500А» специально разработали двигатель «Steyr 1500» -  восьмицилиндровый V-образный объёмом 3,5 литра мощностью 85 лошадиных сил - с карбюратором «Solex», механическую четырёхступенчатую коробку передач с  муфтой отключения переднего моста и сухое однодисковое сцепление.

Steyr 250

Передняя подвеска - на двойных поперечных рычагах и торсионах, задний неразрезной мост с блокируемым дифференциалом - на продольных полуэллиптических рессорах. На этот автомобиль, на один из первых в мире, установили двухконтурную гидравлическую систему привода тормозов. В серийной комплектации «Steyr 1500А» снабжались шинами 7,25 - 20 или 190 - 20, а для военных действий в Северной Африке устанавливались широкопрофильные  шины 270 - 16.

Steyr ADGZ

В зависимости от типа шин дорожный просвет составлял от 275 до 290 миллиметров. Грузоподъёмность 1385 - 1675 килограмм в разных версиях, снаряжённая масса 2500 килограмм. Максимальная скорость 90 - 100 км в час. Запас хода  280 - 400 километров. Средний расход топлива - 23 литра на 100 километров. Топливный бак объёмом 100 литров.

Грузовой автомобиль повышенной проходимости. 1942 - 1945г. RSO

На шасси «Steyr 1500А» проходили испытания снегоходных машин (спереди на лыжах и сзади на гусеницах), вездеходов на полутораметровых металлических колёсах и автодрезины на железнодорожных колёсах. С конца 1942 года конструкция всех автомобилей «Steyr 1500А»  была упрощена, на всех кузовах убрали боковые ниши для запасных колёс. В октябре 1943 года был максимально урезан весь автопарк Вермахта, а конструкцию оставшихся автомобилей пришлось ещё раз серьёзно упростить.

Грузовики 270 серии стали комплектовать прямоугольными деревянно-металлическими кабинами «Лохнер» на 2-3 человека с плоским двухсекционным лобовым стеклом, уменьшенными фарами, упрощёнными рулевым колесом и грузовой платформой с одним откидным бортом (задним).

Steyr - автодрезина


С началом воздушных налётов на военные объекты Германии объёмы производства стали сокращаться, последние 100 автомобилей «Steyr 1500А» вышли с конвейера в мае 1944 года, а в августе того же  года начался выпуск  нового двухтонного «Steyr 2000А», также относившегося к серии «270». С 1943 года сборкой автомобилей «Steyr 1500А» занимались ещё два завода немецкого концерна  «Auto Union» - «Wandere» в Зигмаре и «Horch» в Цвиккау, здесь автомобили выпускались до весны 1945 года. За время войны на германской территории было выпущено 5600 автомобилей «Steyr 1500А», а на территории  Австрии – 12450 автомобилей.

Steyr 440

«Steyr 2000А» практически не отличалась от последних упрощенных выпусков «Steyr 1500А», но в основном это были бортовые грузовики с задними одно- или двухскатными колёсами (с шинами 190 – 20). «Steyr 2000А» полной массой 4600 килограмм достигал максимальной скорости всего 70 км/час. К апрелю 1945 года было выпущено  6400 автомобилей. «Steyr 270» стали самыми распространёнными грузовиками во время Второй мировой войны.

Steyr 2000А


Также «Steyr» поставлял для вермахта танки, гусеничные тягачи «RSO» и самоходные артиллерийские установки.

Steyr RSOВ конце войны практически все производственные мощности были разрушены.

В сентябре 1945 года в соответствии с Ялтинской конференцией завод «Steyr» в Граце перешел под управление американцев, начались работы по реконструкции предприятия. Основной продукцией завода стали трёхтонные грузовики «Steyr 370» с бензиновыми двигателями мощностью до 80 лошадиных сил. В то же время завод стал выпускать трактора. Двигатель с жидкостной системой охлаждения, изобретённый инженерами фирмы «Steyr», стал прототипом целой серии современных моторов.

Steyr 380

Параллельно разрабатывалось семейство четырёхтактных дизельных двигателей одно - четырёхцилиндровых. Начальная мощность с одним цилиндром составляла 15 лошадиных сил. В 1947 году первый двухцилиндровый дизель установили на трактор, а в следующем году начался выпуск 3,5-тонного грузовика «Steyr 380» с четырёхцилиндровым дизельным двигателем «WD413» объёмом 5322 куб.см мощностью 85 лошадиных сил с блоком из алюминиевого сплава. 

Steyr 380, полицейский автобус

«Steyr 380» выпускался с пятиступенчатой  механической коробкой передач, гидравлическими тормозами, блокировкой дифференциала и цельнометаллической кабиной. Лицензию на него приобрела Венгрия, где он выпускался как «Csepel D350» («Чепель Д350»).

Steyr-Fiat, 1949 год

В 1948  году «Steyr» начал сотрудничество с «FIAT» («ФИАТ») - в Австрии стали собирать итальянские легковые автомобили под маркой «Steyr».

Steyr 480, 1956 год

С 1949 года началось расширение ассортимента грузовиков – капотные «Steyr 480», «486», «580» и бескапотный «680» мощностью до 95 лошадиных сил и грузоподъёмностью от 4 до 12 тонн.

Steyr 680

В 1959 году Эрихом Ледвинка, сыном Ганса Ледвинки, был сконструирован военный внедорожник  «Haflinger» («Гафлингер»). Главными конструктивными особенностями автомобиля были хребтовая трубчатая рама, к которой подвешивался сзади оппозитный двухцилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения объёмом 643 куб. см с четырёхступенчатой коробкой передач, двухступенчатой раздаточной и главной передачей. Все колёса снабжались планетарными редукторами, тормоза были гидравлическими. Кабину и борта кузова изготавливали из стеклопластика.

Steyr Haflinger


Первый вариант «600АР» (колёсная формула 4 х 4, мощность 22 лошадиные силы) имел полную массу 1100 кг, грузоподъёмность 400 кг, колёсную базу 1500 мм и развивал максимальную скорость 65 км/ч. 

Steyr PinzgauerSteyr PinzgauerSteyr Pinzgauer

В том же году  был создан «700АР» - усиленный вариант грузоподъёмностью 500 кг, мощность двигателя увеличилась до 24 лошадиных сил, колёсная база - до 1800 мм. С 1964 года началось производство 25-сильной  версии «700С» с колёсной базой 1940 мм.  В 1966 году выпустили «Haflinger»  с двигателем мощностью 27 лошадиных сил, 5-ступенчатой коробкой передач, разгоняющийся до 75 км/ч. Автомобили «Гафлингер» выпускались до 1974 года в армейских нуждах в качестве разведывательных и штабных машин, легких тягачей, на них устанавливалось различное вооружение и специальное оборудование.

Steyr-Puch Pinzgauer 6x6

Параллельно с начала 1960-х годов фирма работала над проектированием более тяжёлого семейства «Pinzgauer» («Пинцгауэр»), по внешнему виду и общей концепции похожего на «Гафлингер». «Пинцгауэр» поступил в серийное производство в 1973 году. Базовые варианты «710М» (4 х 4) и «712М» (6 х 6) комплектовались рядным четырёхцилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения (объём 2,5 литра, мощность 87 лошадиных сил) и 5-ступенчатой коробкой передач, расположенными в передней части трубчатой рамы, задней рессорной подвеской  и вакуумным усилителем гидропривода тормозов, имели колёсную базу 2200 и 2490 мм соответственно.

Steyr-Puch Pinzgauer 6x6

Скорость «Пинцгауэр»   развивал до 105 км/ч. Эти машины грузоподъёмностью 1,0 - 1,5 тонны и полной массой 3,0 – 3,9 тонны использовались в армиях многих стран мира, а также в войсках ООН. 

Пинцгауэр-II

К 1986 году был создан автомобиль второго поколения «Pinzgauer -II» с удлинённой на 200 мм колёсной базой, грузоподъёмностью 1,5 и 2,0 тонны, которые с конца 1980 годов выпускались как «Пинцгауэр Турбо D» с индексом «716М» (4 x 4) и «718М» (6 х 6). На второе поколение устанавливались четырёхцилиндровый дизельный двигатель (2,4 литра, 105–115 лошадиных сил) с турбонаддувом, автоматическая четырёхступенчатая коробка передач, дифференциалы с электромагнитным механизмом блокировки, двухконтурная тормозная система, дисковые тормоза.

Пинцгауэр-II

Позже были созданы штабные варианты «716К» и «718К» с цельнометаллическим четырёхдверным кузовом, многоцелевой вариант «718Т» и фургоны «HVB/VAB». С конца 1990 годов «Pinzgauer-II» комплектовался пятицилиндровым дизелем «Volkswagen» («Фольксваген») с турбонаддувом (объём 2,5 литра,  мощность 100–110 лошадиных сил). Все машины обладали высокой проходимостью, могли преодолевать броды глубиной до 1,5 метров, продольные подъёмы до 45°, могли буксировать прицепы массой 1,5 - 1,8 тонн и развивать  скорость до 122 км/ч. На шасси «Pinzgauer» (6 x 6) австрийской фирмой «Achleitner» («Ахляйтнер») выпускалась бронемашина «Protector» («Протектор»).

Steyr Pinzgauer 710M

В 2000 году британский холдинг «Automotive Technik» («Аутомоутив Техник») приобрёл лицензию на серию «Pinzgauer»  и стал выпускать модели «716» и «718» в разных вариантах: как Steyr Pinzgauer 712авиатранспортабельный быстрого реагирования «RDV» (4 x 4) с открытым двухместным кузовом и двумя пулемётами, как лёгкий оперативный автомобиль «LOV» (6 x 6) и как бронированный  боевой.

Формы «Haflinger» и «Pinzgauer» постарались сделать более обтекаемыми, однако, пристрастие австрийцев к грубым формам военных грузовиков изжить не удалось.

В 1962 году появились грузовики «Steyr 586», «680М» и «780» с шестицилиндровым двигателем «WD609» объёмом 5975 куб. см мощностью 120 лошадиных сил.

Steyr 586Steyr 586Steyr 586

В 1968 году компания решила сосредоточиться на грузовиках, а производство автобусов передали фирме «Saurer» («Заурер»). Тогда же впервые на трёхосной машине «Steyr 680МЗ» (6 x 4) был установлен турбонаддув, всвязи с чем мощность увеличилась до 150 лошадиных сил.

Steyr 680М

В том же году стала разрабатываться новая серия «Plus» («Плюс») с откидывающейся кабиной (работа французской кузовной фирмы «Chausson» («Шоссон»)). Сначала серия состояла из нескольких моделей полной массой от 14 до 19 тонн с двигателями мощностью от 130 до 230 лошадиных сил. Автомобили «Steyr» начали экспортироваться в другие страны. Был расширен ассортиментный ряд - тягачи, самосвалы, фургоны.

СамосвалСамосвалСамосвал

В 1978 году была собрана последняя легковая модель «Steyr» на базе «FIAT 126» и появилась новая серия грузовиков «Plus 91» модульной конструкции.  «Plus 91» сначала состояла из двух моделей «Steyr 791» и «891» полной массой от 13 до 15 тонн. Потом стали появляться варианты двух- и трёхосных грузовиков «991», «1291», «1491» и «1891» полной массой до 32 тонны. На них устанавливались рядные шестицилиндровые дизельные «WD612» объёмом 6595 куб.см и «WD615» объёмом 9726 куб. см, а также V-образный восьмицилиндровый «WD815» объёмом 11970 куб. см мощностью до 370 лошадиных сил.

Steyr Plus 91, 1978-90 гг.

На 91 серию устанавливались 13-ступенчатые коробки передач «Fuller» («Фуллер»), а ряд машин имел дополнительную двухступенчатую коробку. В 1980-е года лицензию на серию «Plus 91» приобрёл Китай и стал выпускать эти автомобили сразу на нескольких заводах. В то же время «Steyr» в тесном сотрудничестве с  «Daimler-Benz» и «Saurer» разработал серию тактических армейских грузовиков, которые позднее выпускала американская компания «Stewart & Stevenson» («Стюарт и Стивенсон»).

Steyr 791Steyr 791Steyr 791

В 1990 году немецкая компания «MAN» выкупила 85% акций «Steyr». Компания была переименована в «Steyr Nutzfahrzeuge» («Штайр Нутцфарцойг»). В первые годы «Steyr» сохранял относительную свободу: на грузовики устанавливались собственные двигатели и кабины в прежнем стиле. Компания предлагала на рынок около 100 вариантов грузовиков полной массой от 6,5 до 40 тонн с колёсной формулой от 4 x 2 до 8 x 4. К дизелям «WD» прибавились четырёх- и шестицилиндровые двигатели «МАN» мощностью от 102 до 220 лошадиных сил. К середине 1990-х годов у «Steyr» осталось изготовление собственных рам, некоторых моделей двигателей и прежних кабин, объём производства грузовиков сократился до 3 тысяч в год.

Steyr Reumech RG-31

Во второй половине 1990-х годов «МАN» организовал на заводах «Steyr» сборку 12 моделей грузовиков «F2000», потом выпуск кабин для автомобилей «МАN» серий «M» и «L», а затем заводы «Steyr» был окончательно перепрофилированы - началась сборка ещё двух серий «МАN» - «L2000» и «М2000», которые продаются в Австрии под маркой «Steyr». В 1998 году стали выпускать грузовик «Steyr 14.224LAC» (4 х 4) полной массой 14 тонн с шестицилиндровым дизельным двигателем мощностью 220 лошадиных сил, предназначенный для тропических стран, и «Steyr 18.264LAE» (4 х 4) полной массой 18 тонн и мощностью двигателя 260 лошадиных сил, снабжённый системой подкачки шин на ходу. Оба автомобиля унифицированы с соответствующими моделями серии «М2000».

Трактор Steyr

В 2000 году «Steyr» выпустил 17 тысяч грузовиков и 19 тысяч кабин, из которых 95% пошло на экспорт под маркой «МАN». А в 2001 году началась сборка модели нового семейства «МАN TG-A» со специфичной передней облицовкой кабины.

Автобус Steyr SG18

Несмотря на смену владельцев компании, качество сборки автомобилей остаётся неизменно хорошим. Для легковых автомобилей  изготавливают только привода для колёс «Panda» и  «Volkswagen». Всё остальное производство занимают грузовые машины.

Mercedes-Benz Gelandewagen

Громадный представительский «Mercedes-Benz Gelandewagen» («Гелендваген», G-class) разрабатывался компанией «Steyr» для военных целей. Достаточно внушительный  и тяжеловесный автомобиль обладает хорошим ускорением. Максимальная скорость составляет около 200 км в час, а объём двигателя – от 3000 до 4900 куб. см.

Mercedes-Benz Gelandewagen

В России турбодизельные двигатели «Steyr» серии «М1» собираются на Горьковском автомобильном заводе.

В настоящее время концерн «Steyr-Daimler-Puch» продолжает выпускать грузовики -  «Steyr» для Австрии и «MAN» для остального мира.

Комментарии (2)

  • ICONМихаилв 08:49 26.09.2014
    В 1951 г. мой отец как инвалид без обеих ног получил за условную плату трофейный Steyr в совершенно нерабочем состоянии. из армейско фондового имущества Лен.В.О..Он его восстановил,доставая детали где только можно,в т.ч. на рынке б.у.вещей(т.н.барахолке),добавил конструкцию для управления педалями газа и сцепления остатками ног(педаль тормоза управлялась правой рукой), получил техпаспорт на машину, номера, получил права и ездил, пока не поменял на М-401.
    На моей памяти у машины в передней подвеске была поперечная балка, салон был просторным и комфортным с открывающейся крышей. Фото прилагаю.

    0  
  • ICONМихаилв 09:40 26.09.2014
    Дополнение к комментарию1- email: MZvyagin@mail.ru
    0  
  •  Добавить фотографии
Оставить комментарий