Главная / Автомобили / Статьи / История компании Graf & Stift

История компании Graf & Stift

Graf und Stift VKII, 1927 год

В 1907 году братья Карл, Франц и Генрих Грэф (Karl, Franz, Genrih Graf) и Вильгельм Штифт (Wilhelm Stift) основали компанию «Graf & Stift» («Грэф унд Штифт»). Братья Грэф давно имели свою автомастерскую и претендовали на авторство в изготовлении первого переднеприводного автомобиля в 1896 году. С 1902 года при материальной поддержке Вильгельма Штифта, который в то время возглавлял автомобилестроительную компанию «Celeritas» («Целеритас»), братья занимались изготовлением автомобилей для одного-единственного заказчика -  Арнольда Шпитца (Arnold Spitz), богатого венского предпринимателя, который потом перепродавал эти автомобили под собственным именем.  

История компании Graf & Stift

Естественно, что такое положение дел никого, кроме самого Шпитца, не устраивало, поэтому в 1907 году братья Грэф со Штифтом  открыли свою фирму и построили первый автомобиль под названием «Graf & Stift». Мечтой Вильгельма Штифта было  изготовление красивых и надёжных автомобилей высшего класса.

История компании Graf & Stift

Один из первых таких автомобилей – фаэтон «Graf & Stift 28/32PS» с регистрационным номером «А III – 118» - имел непростую собственную «биографию» и сыграл большую роль в истории человечества. Его первым владельцем был богатый граф Франц Мария Альфред Харра.


Пятиместный фаэтон «Graf & Stift 28/32PS» 1910 года выпуска был роскошным автомобилем с мягкими диванами и подушками из специально выделанной кожи, с передней панелью из ценных пород дерева. Мягкий складывающийся верх был отделан изнутри дорогой шёлковой тканью с вышитыми вензелями. Металлические детали, которые обычно на автомобилях хромируются, здесь были отделаны позолотой высокой пробы. В салоне имелся бар и разнообразные полезные устройства.

История компании Graf & Stift На автомобиле были установлены рядный четырёхцилиндровый двигатель объёмом в 5,9 литра мощностью 32 лошадиные силы и механическая четырёхступенчатая коробка передач. Автомобиль мог разгоняться до скорости 75 км в час. Модель оснащалась барабанными тормозами на задних колёсах и подвеской на полуэллиптических рессорах.


В июне 1914 года граф Харра предложил свой автомобиль наследнику австрийского престола Францу Фердинанду (Franz-Ferdinand-Karl-Luis-Maria Habsburg-Lotaringen d'Este) и его супруге - герцогине Софии Хотек (Sophie Maria Josephine Albina Gräfin Chotek von Chotkow und Wognin) – для поездки на военные манёвры в Боснию, которая в то время являлась частью Австро-Венгрии.  Никто не мог и предположить, что эта поездка будет последней в жизни австрийского престолонаследника, и что смерть Франца Фердинанда от рук террористов вызовет кровавую и ожесточённую войну, в результате которой погибнут около 20 миллионов человек, десятки миллионов останутся калеками, и распадутся четыре империи - Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская.

Graf & Stift 28/32PS

Следующим владельцем знаменитого фаэтона, уже во время войны, стал австро-венгерский наместник Боснии и Герцеговины, генерал Оскар Потиорек, который находился рядом с Францем Фердинандом в момент убийства. Через несколько недель после поражения австрийцев при Колубаре генерал был отозван в Вену, а приобретённый им «Graf & Stift» остался в Сараево. В Вене генерал Потиорек попал в психиатрическую клинику и там скончался. Автомобиль приобрёл адъютант генерала. В один из первых же дней он не справился с управлением автомобиля на большой скорости и погиб, врезавшись в дерево у обочины и сбив двух человек.  Автомобиль был восстановлен и приобретён сербским губернатором. За четыре месяца губернатор четыре раза побывал в аварии и в результате последней потерял руку.

Graf & Stift, в котором был убит эрцгерцог Франц Фердинанд


Чтобы положить конец несчастьям, губернатор приказал уничтожить автомобиль. Однако машина не была уничтожена - её продали врачу, который не найдя водителя, сам сел за руль. Через полгода врач погиб, перевернувшись на автомобиле.  Следующий владелец, швейцарский автогонщик,  погиб, врезавшись в каменный столб. Но на этом история не заканчивается, следующим автомобиль погубил фермера, а в последней аварии погибли сразу пять человек. После шести серьёзных аварий и гибели 13 человек  желающих его приобрести не нашлось. В 1926 году государство выкупило автомобиль у последних владельцев, и теперь он находится в Венском военно-историческом музее.

История компании Graf & Stift

До войны в развитие компании были вложены немалые средства, и со временем автомобили «Graf & Stift» представительского класса стали сравнивать с «Роллс-Ройсами». На них ездили многие миллионеры и коронованные особы - австрийский эрцгерцог Георг Вильгельм, кайзер Франц Йозеф I. На автомобили устанавливались четырёхцилиндровые двигатели объёмом 4240; 5880; 7320 и 7684 куб.см.

Graf & Stift Суб-5, 1913 год

В 1908 году фирма одновременно с легковыми автомобилями начала осваивать производство грузовиков и в том же году представила военному ведомству Австро-Венгрии грузовик  «28/32PS» с цепным приводом, принятый на вооружение как стандартизованный автомобиль «М09». В 1912 году компания начала выпуск армейских трёх- и пятитонных автомобилей серии «М12» мощностью до 65 лошадиных сил с цепным приводом и литыми шинами. Для буксировки прожекторной установки был создан тягач с генератором мощностью 70 лошадиных сил.

Graf & Stift М16 с прицепом, 1916 год Graf & Stift М16 с прицепом, 1916 год

В 1913-1918 годах «Graf & Stift» выпускал стандартизованный пятитонный грузовик «Subvention-5» («Субвенцион-5» или «Суб-5») мощностью 65 л.с., собиравшийся из агрегатов разных австрийских фирм, артиллерийский тягач «45/75PS» («М15») с двенадцатиступенчатой коробкой передач и задними дисковыми колёсами большого диаметра, а также облегчённый «М16», который до конца тридцатых годов применялся в составе ремонтных автопоездов.

Graf & Stift SP-8

После войны братья Грэф продолжили выпускать дорогие автомобили. В 1921 году появилась дорогая представительская модель «Graf & Stift SP-4» с шестицилиндровым двигателем объёмом 7745 куб. см и верхним распределительным валом. Этот автомобиль развивал скорость до 145 км/час.

Graf & Stift D5, 1920 год В 1922 году появился очень экономичный автомобиль с двигателем объёмом 1940 куб. см. В 1927 году недолго собирали модель «Graf & Stift SP-5», которую вскоре модифицировали в «Graf & Stift SP-8», по всем показателям один из самых роскошных автомобилей Австрии того времени. На «SP-8» был установлен восьмицилиндровый двигатель рабочим объёмом в 5993 куб. см мощностью 125 лошадиных сил при 3000 оборотах в минуту с верхним распределительным валом, картером из алюминиевого сплава и чугунным блоком цилиндров.


В 1935 году вышли 3- и 4-тонные грузовики «V6M» и «V8M» с двигателями мощностью до 70 лошадиных сил с карданным приводом и пневматическими шинами. На их базе строились седельные тягачи, пожарные машины. В 1936 году «Graf & Stift» на пятитонных грузовиках стали устанавливать дизельный двигатель мощностью 105 лошадиных сил (по лицензии немецкой фирмы «МАN»).

GRAF und STIFT V6M, 1936 годА по лицензии шведской фирмы «Landsverk» («Ландсверк») собирался 130-сильный колёсногусеничный бронеавтомобиль «L80».

В 1938 году спрос на дорогие автомобили сократился, и компания «Graf & Stift» решила заняться производством грузовых автомобилей и автобусов, которые до сих пор стояли в компании на второстепенных ролях.


В это время на капотах автомобилей «Graf & Stift» появился оскалившийся серебряный лев как символ авторитета и могущества.

GRAF und STIFT L80, 1936 год
С 1939 года «Graf & Stift» стал поставщиком армейской техники для германского вермахта. К выпускаемым уже тяжёлым автомобилям добавились сорокаместные армейские автобусы «V7DW» с дизельным двигателем мощностью 100 лошадиных сил и гусеничные тягачи «RSO». На легковом шасси «SP8» стали выпускать 125-сильные штабные машины.

В конце Второй мировой войны завод «Graf & Stift» был разрушен. А после войны компания перешла под управление государства. Под руководством Рудольфа Грэфа (Rudolf Graf) и Ганса Листа (Hans List) начались работы над новыми дизельными двигателями. В конце 1950-х годов, когда из Австрии вывели Советские войска, компания продолжила выпуск военной автотехники, удалось создать несколько семейств экономичных вертикальных и горизонтальных двух- и четырёхтактных четырёх-, шести- и восьмицилиндровых дизелей мощностью от 125 до 240 лошадиных сил.

Graf & Stift LAVT 9F1, 1958 год

На их основе была создана серия мощных тягачей, специальных шасси и грузовиков. Первым военным грузовиком в 1957 году стал 3-тонный автомобиль «KAVT-9F» (4x4) с округлой алюминиевой кабиной, оборудованный дизельным двигателем «6VT145» объёмом 8,3 литра мощностью 145 лошадиных сил и 5-ступенчатой коробкой передач. Со следующего года с конвейера сошли  двух- и трёхосные бортовые «LAVT 9F» (4x4), «LAFD 145/210» (6x4) и «ZA200/240» (6x6) грузоподъёмностью 5-10 тонн мощностью от 145 до 240 лошадиных сил.

Graf & Stift ZA200-1, 1959 год

До 1966 года выпускались бортовые машины с гидрокраном, беcкапотные грузовики и тягачи (6х6) полной массой 18–28 тонн с дизельным двигателем «Mercedes-Benz» («Мерседес-Бенц») мощностью 200 лошадиных сил, 6-ступенчатой коробкой передач, задними двускатными колёсами и обтекаемыми 2- или 6-местными кабинами с наблюдательным люком в крыше. В 1958-60 годах выпускались тягачи, автоцистерны и крановые шасси  на базе 10-тонного бортового автомобиля «ZA-200/1». В начале шестидесятых годов начали выпуск 145-сильных шасси для топливозаправщиков и балластные тягачи «ZAFD-240/36» с 6-местной кабиной и двумя 10-тонными лебедками, а также 35-местный армейский автобус «OLA-210/54» (4x4) с кузовом вагонного типа.

Graf & Stift OLA 210/54

В конце пятидесятых годов «Graf & Stift» первым внедрил на автобусах автоматическую коробку передач, разместил двигатель под полом салона и создал кузов из лёгких сплавов. В 1958 году в компании впервые использовали в конструкциях грузовиков третий подкатной мост и бескапотные кабины из алюминия без наружной окраски.

OAF Graf & Stift E2000

В июле 1971 года «Graf & Stift» вошла в состав австрийской компании «OAF» («ОАФ»), которая является частью германской корпорации «MAN». Новая группа получила название «Osterreichische Automobilfabrik OAF & Graf und Stift» («Остеррайхише Аутомобильфабрик унд Грэф унд Штифт»). В 1975 году под маркой «Graf und Stift» выпускался только десятитонный грузовой «20.320», аналог модели, выпускаемой фирмой «MAN». Через несколько лет «Graf und Stift» остановил производство грузовиков и стал специализироваться на троллейбусах, автобусах и их армейских вариантах.

Троллейбус Graf & Stift


8 декабря 2001 года фирма «OAF - Graf & Stift» была переименована в «MAN Sonderfahrzeuge AG» («МАН Зондерфарцойг»).
 

Комментарии

    •  Добавить фотографии
    Оставить комментарий