Главная / Спецтехника / Статьи / Hyundai HD35: «кореец» российской сборки

Hyundai HD35: «кореец» российской сборки

В России начались продажи нового корейского полуторатоннажного грузовика Hyundai HD35.

Hyundai HD35: «кореец» российской сборки

В России абсолютным бестселлером в сегменте среднетоннажных грузовиков-иномарок уже который год является Hyundai HD78 полной массой 7,5 тонны, грузоподъемностью 4,6 тонны. Этот «кореец» оказался столь же удачным для наших перевозчиков, как среди легковых автомобилей Hyundai Solaris.

С продажами Hyundai HD78 сопоставимы объемы продаж только ближайших конкурентов – Isuzu, Hino 300 и Mitsubishi Fuso Canter, и то, если их суммировать. Другим хитом от Hyundai Motor Corporation в России является Hyundai Porter грузоподъемностью 990 кг или его преемник Hyundai Porter II H100. Но между Hyundai HD78 и Hyundai Porter образовалась пустующая ниша – отсутствовал грузовик полной массой 3,5  тонны, грузоподъемностью 1500 кг. Справедливости ради можно вспомнить, что у Hyundai HD65 грузоподъемность составляла 3,5 тонны, у более тяжелого Hyundai HD72 – 4,2 тонны, но получалось, что легче HD65 машины у HMC не было.

Однако оказалось, что это не так: есть «кореец» под названием HD35. Впервые Hyundai HD35 показали в 2013 году на выставке «КомТранс». Тогда это был автомобиль, привезенный из Южной Кореи, теперь в  России продаются грузовики HD35, собранные на заводе «Автотор» в Калининградской области. Производство рассчитано на выпуск до 10 тысяч автомобилей в год, но это с учетом еще двух моделей – HD78 и HD120. В России грузовики Hyundai реализуются через дилерскую сеть ООО «Хендэ мотор коммерческие автомобили рус». А познакомиться с Hyundai HD35 нам помогла московская компания «Иларавто».

Еще до знакомства с HD35 мысленно представлялось, что это увеличенный в размерах Hyundai Porter. С независимой передней подвеской, практически с несущим кузовом и, возможно, с полукапотной кабиной и передним приводом. И конкурентами ему будут европейские грузовички типа Volkswagen Crafter и Mercedes-Benz Sprinter, Ford Transit, Fiat Ducato, Renault Master, Peugeot Boxer и, конечно же, наша «ГАЗель-Next». Однако оказалось, что HD35, наоборот, уменьшенный Hyundai HD65 или HD78: с полноценной рамой, зависимой передней подвеской и спаренными шинами на задней оси, конструктивно более близкий к классической «ГАЗели», только с бескапотной компоновкой и, судя по всему, изначально рассчитанный на работу с перегрузом.

Hyundai HD35: «кореец» российской сборки

Двигатель

Однако Hyundai HD35 нельзя назвать полностью не зависимым от своего младшего собрата Hyundai Porter: на HD35 стоит именно «портеровский» дизель. При всем многообразии двигателей у Hyundai Motor Corporation, где есть и дизели объемом 3,9 литра, 130 и 150 л. с. или 3,3 литра мощностью 115 л. с., все же применили четырехцилиндровый рядный 2,5-литровый мотор Hyundai D4CD. Этот же двигатель ставят на микроавтобусах Hyundai Starex, «паркетниках» KIA Sorento. Двигатель существует как минимум в трех версиях: атмосферный, мощностью 116 л. с., с турбонаддувом – на 170 л. с. и как бы промежуточный – 136 л. с. Мотор с самой мощной настройкой как раз ставят на Hyundai Starex и KIA Sorento, а на Hyundai HD35 – 100-киловаттный двигатель.

Мотор ведет свою родословную от дизеля Mitsubishi 4D56, который применяли на полноприводных микроавтобусах Mitsubishi Delica (он же L300 и L400), еще одно название – Mitsubishi Space Gear. Среди особенностей конструкции применение двух балансирных валов. Это типичная конструкция именно для двигателей Mitsubishi, в результате нет никаких вибраций, обычно присущих «четверке» на холостом ходу. А в движении тем более нет никакой тряски.

Мотор с четырьмя клапанами на цилиндр, причем распредвалов два, и они размещены в головке. Привод ГРМ переднего расположения – цепью. Но здесь их три! Одна цепь обеспечивает привод распредвалов, вторая работает на привод масляного насоса и правого балансирного вала, третья – на привод левого балансирного вала и насоса ТНВД. ­Натяжителей цепей три, они автоматические, но работают не от масляной системы двигателя, а механические с простой пружиной, башмаки и успокоители пластмассовые. Понятно, что цепь в приводе ГРМ надежнее зубчатого ремня, и это особенно важно для дизеля. Если обрывается ремень – без вариантов, предстоит серьезный ремонт головки и клапанов или полная замена головки блока в сборе. А цепь порвать это надо умудриться! Наверняка цепь выходит полмиллиона километров, а может, и больше. Поэтому мотор Hyundai D4CD хорош еще и примененным здесь надежным цепным приводом ГРМ.

Клапаны регулировать не надо: здесь стоят гидрокомпенсаторы. При возможном ремонте явно на пользу пойдут и сухие гильзы в чугунном блоке цилиндров. Для таких небольших дизелей гильзованный блок большая редкость. Но мотор не такой уж и «маленький»: диаметр цилиндра 90 мм, ход поршня 96 мм – при объеме 2497 см3 получается близкая к «волговской», но длинноходная размерность. Современные дизели для кроссоверов и микроавтобусов часто бывают на 500 кубов, а то и на целый литр меньше объемом, а для коммерческого автомобиля объем важен. Он сказывается и на ресурсе, и на величине крутящего момента.

Между тем у Hyundai D4CD, даже с его настройкой 136 л. с. при 3800 об/ мин и моментом 294 Н.м при 1500-3000 ­об/ мин, эти показатели лучше, чем у многих конкурентов. При этом, для сравнения: максимальный крутящий момент 30 кГс.м это момент двигателя ­ГАЗ-53 объемом 4,25 литра, под автомобиль грузоподъемностью 4-4,5 тонны! То есть «кореец» получается резвым и при этом экономичным. Вот что значит турбонаддув и интеркулер!

Топливная система самая современная и экономичная, то есть Common Rail. Мотор уровня ­Евро-5, поэтому в дополнение к «общей магистрали» он оснащен системой нейтрализации с рециркуляцией отработавших газов EGR с жидкостным теплообменником. Кроме того, есть каталитический нейтрализатор, но без AdBlue, и регенерируемый (самовосстанавливающийся под действием высокой температуры) сажевый фильтр. То есть система нейтрализации достаточно простая и малозатратная, конечно, настолько, насколько эти понятия применимы к уровню Евро-5.

Для сохранности дорогостоящей топливной системы в нормальном состоянии есть фильтр-отстойник. Фактически это корейский аналог Separ, но маленький и без прозрачной колбы, зато с датчиком воды. Топливный бак стальной, на 65 литров, длинный и узкий. Почему-то на всех «корейцах», «японцах» и «китайцах» к заправочной горловине бака, расположенной под широким кузовом или фургоном, очень сложно добраться не испачкавшись. А казалось бы, всего-то – сделать выносную горловину с пробкой и соединить ее с баком резиновым шлангом. Кроме того, бак и низко расположен: до земли около 250 мм. Между тем его совершенно свободно можно поднять на 100 мм вверх, оставив зазор 50 мм до платформы или фургона.

Однозначно хороша подвеска двигателя, она сделана как раз для грузовика – четырехточечная, с серьезными резиновыми подушками. Маловероятно, что их будет обрывать при езде с повышенной нагрузкой.

Все электрооборудование у Hyundai HD35 12-вольтовое. Не будет проблем с приобретением лампочек и аудиосистемы. При этом стартер довольно мощный – 2,2 кВт, с постоянными магнитами, редукторный, поэтому и «крутит» очень лихо, но здесь велика заслуга и аккумулятора емкостью 100 ампер-часов. Генератор тоже хороший на 90 ампер.

Периодичность замены масла 15 тысяч километров – тоже неплохо для маленького грузовичка.

Трансмиссия

Передаточные числа в трансмиссии подобраны так, что даже груженый Hyundai HD35 легко разгоняется до сотни, а максимальная скорость, как заявляют в компании «Хендэ мотор коммерческие автомобили рус», составляет 137 км/ч. Но нужна ли такая скорость грузовику?

Сцепление здесь однодисковое (диаметр диска 275 мм) с диафрагменной корзиной и гидроприводом – другого и быть не должно. Так как кабина поднимается, нет альтернативы гидроприводу сцепления и управлению коробкой тросами. Коробка передач одинаковая с Hyundai Porter, пятиступенчатая, с синхронизаторами. Передачи переключаются легко и четко, без треска и скрежета шестерен. В КП следующие передаточные числа: I – 5,18; II – 2,83; III – 1,6; IV – 1,0 и пятая повышающая – 0,74. Обратите внимание, какой большой разрыв в числах у первой и второй передач: 5,18–2,83=2,35, в то время как между остальными передачами – 1,2; 0,6 и 0,26. Значит, первой передачей пользовались только на хорошо груженом автомобиле, а еще на подъемах или при движении по плохим дорогам. Все же такие числа на первой и второй могут быть и недостатком, а не преимуществом: водители будут норовить включать при трогании вторую передачу и поджигать сцепление.

Коробка довольно простой конструкции. Сверху закрывается крышкой с механизмом переключения. Видимо, подшипники вторичного и первичного вала шариковые, а не конические роликовые. Ремонтироваться такая КП должна элементарно просто. При этом коробка сделана явно под большой крутящий момент, это видно по увеличенному межцентровому расстоянию между валами. Второе ­достоинство: на чугунном картере КП есть лючок под установку коробки отбора мощности для привода гидронасосов надстроек. Наверняка на шасси Hyundai HD35 будет проще, чем на «ГАЗели», смонтировать гидроманипулятор или надстройку эвакуатора. Можно сделать и небольшой самосвал или контейнеровоз для работы в городе.

Ведущий мост гипоидный, экономичный, с полностью разгруженными полуосями, то есть с парой надежных конических роликовых подшипников в каждой из ступиц. У редуктора передаточное число 4,33.

Ходовая

Глядя на раму Hyundai HD35, сразу понимаешь, что он рассчитан на большую грузоподъемность, чем заявленные полторы тонны. Лонжероны высотой 183 мм, с полкой 60 мм толщиной целых 6 миллиметров! То есть профиль толще и выше, чем у многих конкурентов. У них лонжероны могут быть и высотой 130-150 мм, при этом толщиной 4 мм. С одной стороны, этим обеспечивается долговечность рамы, и это гарантия от повреждений при возможных перегрузках, а с другой – увеличивается снаряженная масса, избыточная прочность провоцирует водителя на перегруз. Это надо учитывать.

Из других достоинств такой рамы: открытые штампованные швеллеры меньше боятся коррозии, чем рама с закрытыми лонжеронами в виде прямоугольной трубы. Вариантов колесной базы два: длинная Long 2850 мм и Extra Long 3415 мм – длиннее, чем у многих конкурентов. Но в России еще есть возможность увеличить базу по «нижегородскому патенту» – за счет вставки в лонжероны и удлинения заднего свеса. Здесь уже ориентируются на монтаж бортовой платформы или фургона длиной до 6,2 метра или «борта» чуть меньшей длины, но с возможностью смонтировать гидроманипулятор за кабиной.

Рессоры на Hyundai HD35 полуэллиптические, то есть должны быть многолистовыми, длинные – достаточно мягкие и комфортные на ходу. Однако передние рессоры всего с тремя листами шириной 70 мм и одинаковой толщиной по всей длине. Задние рессоры тоже с тремя листами и двухлистовыми подрессорниками. Ширина листов 70 мм – это наш, «газоновский» размер, на HD35 в задний пакет запросто можно добавить лист, даже длина стремянок позволяет. Только не надо увлекаться перегрузом. Весовой контроль не дремлет! На обеих осях установлены стабилизаторы поперечной устойчивости. Они не лишние для машины с высоким кузовом. Сопряжения передних рессор с кронштейнами сделаны через сменные резиновые втулки, а сзади применены стальные пальцы и бронзовые втулки в «ушах» коренных листов. Простое, надежное, но древнее решение – понятно, что задние рессоры будут требовать обязательной смазки, что увеличивает объем технического обслуживания. Между тем у некоторых конкурентов на рессорах задней подвески применяются или сайлентблоки, или долговечные полиуретановые втулки.

Тормоза на Hyundai HD35 современные – дисковые по кругу, с плавающими скобами и индикаторами износа. Тормозные диски вентилируемые, диаметром 304 мм – это больше, чем у многих конкурентов; тем самым обеспечивается эффективность тормозной системы. Гидропривод двухконтурный, с вакуумным усилителем, который стоит между педалью и главным тормозным цилиндром.

Стояночный тормоз тоже можно похвалить, несмотря на то, что он трансмиссионный: барабан смонтирован на вторичном валу коробки. Конечно, лучше задействовать тормозные механизмы задних колес, но с дисковыми тормозами они получаются сложными. На некоторых грузовиках, чтобы заменить колодки ручника, приходится снимать ступицы, нарушать регулировку подшипников. А на Hyundai HD35 восстановить работоспособность ручника гораздо проще: открутить четыре болта фланца карданного вала, два болта у подвесного подшипника и снять тормозной барабан. Красота!

То, что машина легкая, видно уже по креплению колес: они на пяти шпильках, и что отрадно – без футорок в отличие от многих «японцев». На задней оси используют такую же конструкцию, как на Hyundai HD78 и даже на более тяжелом HD120, притягивая задние колеса только хитрыми коническими гайками. Как показывает опыт эксплуатации этих грузовиков, никаких проблем такое крепление не доставляет.

Многие развозные грузовики полуторатонной грузоподъемности комплектуются 16-дюймовыми шинами. На Hyundai HD35 применены бескамерные размером 205/65R16, с нормой слойности 8PR, или с индексом нагрузки 105/107. Значит, каждое колесо выдерживает нагрузку 925-975 кг, то есть задняя ось получается почти четырехтонная, в то время как декларируемая нагрузка на мост составляет 1820 кг. Даже по шинам запас двукратный! Вообще похоже, что балка заднего моста взята с более тяжелого Hyundai HD65, но уменьшена по ширине и оснащена оригинальными ступицами под дисковые тормоза. Напомним, сейчас в России освоено производство 16-дюймовых шин различной ширины и грузоподъемности. К примеру, нижнекамские радиальные шины есть трех размеров: 215/80R16C, 215/75R16C и более широкие, с большей нагрузкой 225/75R16C. Так что совсем не обязательно в дальнейшем приобретать родные шины. Можно подобрать сравнительно недорогой отечественный аналог.

Кабина

Достаточно беглого взгляда на кабину Hyundai HD35, чтобы понять: это уменьшенная копия среднетоннажников семейства Hyundai HD65/HD78. Так и есть – кабины во многом унифицированы, а по дверям и проемам дверей идентичны. Грузовики Hyundai HD72/HD78 оснащают только кабиной внешней шириной 2000 мм, а Hyundai HD65 – еще и узкой кабиной шириной 1760 мм. Именно узкую кабину HD65 и ставят на Hyundai HD35. В ней внутренняя ширина по стеклам дверей равна 162 см, от середины лобового стекла до задней стенки 131 см, высота от пола до потолка 137-140 см.

Трехместной эту кабину можно считать только условно: втроем ездить можно, но недалеко и желательно не зимой… Считается, что на грузовике с узкой кабиной удобнее маневрировать на узких улочках городов, хотя габариты кузова при этом могут составлять 2,2 или 2,4 метра. Как говорят в представительстве, кабина Hyundai HD35 более узкая, чем у многих конкурентов, и это большой плюс для развозного грузовичка. Вместе с тем японцы, рассказывая о Mitsubishi Fuso Canter, наоборот, в качестве несомненного достоинства называют именно свою широкую кабину… Видимо, истина у каждого производителя своя. Хорошо, что на нашем рынке есть грузовики с разными кабинами, но для России все же оптимальна ширина 2  метра.

Забираться внутрь, садиться за руль очень легко: двери большие и открываются широко. Кабина посажена низко, пол расположен невысоко, и решетчатая ступенька находится именно на том месте, где и должна быть. А это важно для развозного грузовика, работающего на коротком плече. Однако в Hyundai HD35, по сравнению даже с обычной «ГАЗелью-Бизнес», наиболее болезненно воспринимается нехватка длины кабины. Рослому водителю, выше 185 см, надо приноровиться, чтобы устроиться за ­рулем, хотя есть регулировка сиденья и рулевая колонка с механической цангой сравнительно немного, но регулируется по высоте и углу наклона. Педальный блок скомпонован очень плотно, не под большую ступню.

Обычно у многих «китайцев» и «японцев» спинка у среднего сиденья складывается и получается удобный столик, но у Hyundai HD35 такой опции не видно. У «корейца» обивка сидений из искусственной кожи, а не из велюра, как на китайских клонах Isuzu – наверное, даже лучше. Cтекла дверей с электроподъемниками, а на самих дверях ьнадежные уплотнители и мягкие замки. У автомобиля есть ряд особенностей, связанных с электрооборудованием: стартер не будет крутиться и двигатель не заведется, если водитель не выжмет педаль сцепления. Это «защита от дурака» – чтобы случайно не запустили двигатель при включенной передаче.

Мотор завелся – автоматически включается габаритное освещение, причем ходовые огни расположены в бампере. Да, это отнюдь не противотуманные фары! Причем яркость света ходовых огней зависит от освещенности на улице. Есть центральный замок и иммобилайзер.

Вообще у Hyundai HD35/HD65/HD78т существует три варианта длины кабин. Первый – стандартная кабина, второй – так называемая SuperCab, удлиненная на 370 мм, что дает возможность разместить за спинками сидений какую-то поклажу, одежду или инструмент. У кабины в удлиненном исполнении есть некоторое подобие спальника. Вот она, наверное, вообще оптимальна, и не только на междугородних перевозках (частники часто ходят на дальняк на том, что есть), а даже на городских маршрутах. Хотя размеры спальной полки почти детские: длина 170, ширина 50 сантиметров – для российского шофера маловато, если он только не пристроит что-нибудь, чтобы лечь по диагонали.

Третья кабина двухрядная DoubleCab, вместимостью до семи человек, но она доступна только для HD 65 и, видимо, HD35. То есть в таком исполнении Hyundai HD35 становится сопоставимым с «ГАЗелью-Фермер» для работы в коммунальных и аварийных службах, для перевозки строительных бригад.

Кроме того, еще для кабин стандартной длины этого семейства Hyundai на нижегородском заводе «Чайка-Сервис» освоили выпуск закабинного модуля, который выклеивают из стеклопластика. В нем можно разместить или спальник, или дополнительно четыре места для пассажиров. Главное есть выбор, который, как всегда, остается за перевозчиком.

Комментарии

    •  Добавить фотографии
    Оставить комментарий